Рецензия на фильм «Раскрашенная птица»: невыносимая жестокость — RADAR Magazine
Введите ваш поисковой запрос

«Раскрашенная птица»: невыносимая жестокость

«И знал лишь Бог седобородый, что это – животные разной породы» В. Маяковский. Таким прологом начинается книга Ежи Косинского «Раскрашенная птица», которая стала основой для одноименного фильма чешского режиссёра Вацлава Мархоула.

Действие фильма разворачивается где-то в Восточной Европе. В фильме действует правило «не важно где, а важно что». Родители-евреи, пытаясь спасти своего сына от преследования нацистов, отдают его на время тёте, которая живёт в деревне. Внезапно она умирает в своей комнате. Мальчик, увидев тётю мёртвой и шокированный смертью, роняет керосиновую лампу и дом вспыхивает словно спичка. Герою ничего не остаётся, как отправится обратно домой к родителям. Только куда именно идти он не знает, поэтому просто идёт вперёд. На своём пути он встречает разных по характеру людей, которые проявляют к нему различные степени безразличия, жестокости, но иногда доброты, заботы и любви. Только последние качества люди почему-то проявляют в меньшей степени. Видимо такое время. Во время войны даже люди, не участвующие в боевых сражениях, становятся жестче и циничнее.

На Венецианском кинофестивале фильм восприняли неоднозначно: чувствительные и слабонервные зрители покидали показ после очередной сцены насилия, а оставшаяся часть приветствовала создателей фильма 11-минутными овациями после просмотра. Во время спецпоказа фильма в Санкт-Петербурге в рамках кинофестиваля «Послание к человеку» не все зрители тоже смогли спокойно отнестись к происходящему на экране и покидали зал. Хотя  во вступительном слове Удо Кира, исполнившего в фильме одну из ролей, актёр просил досмотреть фильм до конца и был готов к тому, что зрители будут уходить. Это не обычный фильм о войне, это адская смесь всевозможных видов бесчеловечности и человеческого ожесточения. 

Фильм разделён на части, каждая из которой названа именем персонажа с которым встречается мальчик во время своего путешествия. Таким образом зритель становится читателем жизни мальчика и следит за его изменениями. Спокойный, тихий ребёнок сталкивается с неоправданной жестокостью к себе ни за что, просто так, потому что людям так захотелось и они такие по своей природе. Чем больше жестокости видит и терпит мальчик, тем больше примеряет это к себе. Он начинает формироваться под воздействием окружающего его мира бездушных людей. Он, как та раскрашенная белой краской маленькая птичка, которую мальчик вместе с птицеловом выпустил в небо. Взмыв в высь, птица пыталась прибиться к стае, но не похожую на других птицы не приняли и заклевали до смерти. И вот она камнем падает вниз и мальчик поднимает её на руки. Эта метафора раскрывает всю суть фильма. Только мальчик учится быстро и понимает, что в этом мире можно выжить став твёрже, жёстче и умеючи за себя постоять. Единственный персонаж, который относится со всей душой и любовью к мальчику это священник. Но его слова «Иисус терпел и умер за грехи людей» звучат издёвкой. Потому что после этого, из благих намерений священник отдаёт мальчика на воспитании мужчине, который за маской заботливого и доброго христианина скрывает страшный грех.

И вот здесь происходит самое заметное изменение в характере героя. Он больше не будет ничего терпеть, он впитал в себя то, чему его научили люди и готов показать уроки, которые усвоил. И вот он уже толкает своего мучителя в яму к крысам, а подаренный русским солдатом пистолет тоже найдёт применение. Ведь он запомнил хорошо фразу другого советского солдата «Око за око, зуб за зуб», когда стал свидетелем его мести за смерть однополчан. Публичный удар в лицо ни за что и мальчик знает, как он будет мстить за себя. Подкараулив своего обидчика, он преступает черту и убивает его. С этим убийством навсегда уходит детство героя, и его жизнь сломлена окончательно. Единственное, что он может сказать отцу при встрече, зачем они его оставили. Отец на это ответить не может ничего и лишь номер на его запястье даёт ответ зрителю, но не мальчику. 

Фильм снят в монохроме, что позволяет зрителю больше прочувствовать происходящее на экране. Чёрно-белый формат приближает нас к документальности происходящего. Минимум слов: всё общение происходит через действие, жесты, взгляды и от этой документальной правды веет холодом и ужасом. Размеренность психологического и физического насилия заставляет или отвести глаза от экрана, или смирится с действительностью и стать латентным наблюдателем. И только остаётся сказать, что это не мы такие, а такая жизнь, мы такими не рождаемся, а становимся.

Комментариев: 0

    К этой записи пока ещё нет комментариев