Рецензия на фильм «Оно 2»: не страшно, но душевно — RADAR Magazine
Введите ваш поисковой запрос

«Оно 2»: не страшно, но душевно

Два года назад «Оно» режиссера Энди Мускетти стало событием в изрядно застоявшемся жанре ужасов. Картина с довольно скромным бюджетом и кастом неизвестных широкой аудитории ребят (за исключением Финна Вулфарда из «Очень странных дел») сорвала знатный куш, доведя бокс-офис до поразительных для рейтинга R $700 млн. Правда, сиквел был запланирован командой еще до громкого кассового успеха, ведь тому обязывает первоисточник — книга Стивена Кинга, как и ее экранизация, является дилогией, повествующей о молодом поколении подростков и о них же двадцать семь лет спустя. 

Дерри делает с памятью жителей нечто странное. Стоит человеку покинуть черту города, как многое стирается из его воспоминаний, словно разум интуитивно старается избавить себя от тени пережитых ужасов. То же случилось с героями «Оно» — шестеро из «Клуба неудачников» в разные этапы своей жизни отправляются искать удачу за пределами штата Мэн и находят её. Все они успешны, богаты и востребованы, но отчего-то по-своему несчастны. Нетрудно догадаться, что причина тому незаконченное дело, которое они поклялись друг другу довершить, когда настанет время. Проблема только в том, что мало кто из них об этом помнит.

Майк, последний из присоединившихся к «Клубу неудачников» в 1988 году и единственный из ребят, кто не покинул Дерри, связывается со школьными друзьями, когда Оно пробуждается ото сна. С трудом, но мужчине удается уговорить «неудачников» вернуться в город, однако не все они оказываются готовы вновь взглянуть в глаза своему страху.

«Оно 2» невозможно смотреть в отрыве от первой части. По сути, это большой единый пятичасовой фильм, вторая часть которого не является самостоятельным произведением и не пытается доказать обратное. «Оно 2» длится немыслимые для ужасов 2 часа 45 минут, и почти всё это время занимают воспоминания героев в том или ином виде. С одной стороны, таким образом Мускетти использует свой главный козырь — ребят из первой части, которые появляются в сиквеле благодаря многочисленным флэшбекам. А с другой, рефлексии персонажей по прошлому не дают должного раскрытия их повзрослевших версий, а потому хронометраж порой кажется чересчур растянутым.

«Оно» 2017 года во многом обязано успехом своим юным звездам. Картина, возможно, показалась некоторым не особо страшной, однако химия «неудачников» была настолько очаровательной, а их страх перед Пеннивайзом — таким комичным и естественным, что смотреть (и пересматривать) «Оно» — сплошное удовольствие. Что же до тех, кому были доверены их образы в сиквеле, то тут всё не так однозначно. Мускетти и команда проделали потрясающую работу, отыскав Джеймса Рэнсона (Эдди), Энди Бина (Стэнли) и Джея Райана (Бен) — эти трое на самом деле выглядят как повзрослевшие клоны молодых актеров из первой части, в случае с Рэнсоном сходство порой даже немного пугает. Настолько эталонного кастинга я больше нигде не припомню. К сожалению, на фоне этой троицы еще более сомнительным смотрится кастинг Джеймса МакЭвоя и особенно Джессики Честейн. Если первый является просто таким себе вариантом на роль Билла Денбро (что-то вроде «сойдет, но можно было лучше»), то выбор Честейн при живой-то Эми Адамс кажется совсем уж неоправданным промахом. Честейн не просто не похожа на милую Софию Лиллис — она не похожа на Беверли, а это гораздо хуже. Билл Хейдер тоже не имеет практически никакого визуального сходства с Финном Вулфардом, тем не менее у этих двоих прекрасно получилось делить на экране одного персонажа на разных этапах его жизни. С Честейн/Лиллис это не сработало, у нее абсолютно другая энергетика, тут нужно что-то больше, чем рыжий цвет волос. Если в первой части Бев была едва ли не главным персонажем всей истории, то в продолжении она с первых минут безнадёжно потерялась на фоне остальных, несмотря на то, что на уровне скрипта всё осталось по-прежнему — Беверли была в центре событий, как и два года назад. Позови Мускетти в проект Адамс, а не знакомую ему Честейн, у зрителей не возникло бы такого диссонанса. Иными словами, с семёркой главных героев у сиквела дела чуть похуже, чем у эталонного оригинала: кто-то здесь играет лучшую роль в своей жизни (Хейдер, Рэнсон) и идеально вписывается в роль (Бин, Райан), кто-то есть и ладно (МакЭвой, Мустафа), а кто-то явно оказался тут по ошибке (Честейн). Всё как в песне — если три клавиши из семи западают, идеальной мелодии не получится. 

Сцена-пролог из «Оно» уже стала практически современной классикой. Жёлтый дождевик, бумажный кораблик и мальчик, бегущий по залитой дождём улице — это было сильно и жутко, и большинство легко узнает по этим атрибутам фильм, о котором идёт речь. Да и в целом, в ленте 2017 года полно запоминающихся моментов, растасканных на цитаты и, прости господи, мемы. Прокручивая в памяти «Оно 2», я не могу вспомнить такой же знаковой сцены, способной так же крепко отложиться в памяти киноманов. Разве что танцующую голую бабку из тизера, но вы её уже видели, и она больше смешит, чем пугает. И в целом, «Оно 2» совсем не страшное, жутких и напряженных моментов там немного. Кажется, что ко второй части Мускетти немного растерял идеальный баланс между ужасами и боевиком, и сиквел имеет куда больший уклон в масштабный фентезийный блокбастер с элементами ужасов. 

«Оно 2» не производит эффекта разорвавшейся бомбы, как первая часть, и со смещением акцента на взрослых персонажей оно потеряло значительную долю былого очарования, а в погоне за эпичностью немного подзабыло о своих хоррор-корнях. Но «Оно» не перестало быть душевным, и под конец ему удается вспомнить, каким оно должно быть — довольно простой, но увлекательной историей о взрослении, дружбе и преодолении страхов. Весь фильм — это одиночное путешествие каждого из героев сквозь юность и взрослую жизнь, их путь от отрицания прошлого до принятия неизбежности судьбы, связывающей их с Дерри, что в конце концов символично приводит их к началу — группе отщепенцев, какими они были всегда. Однако именно это и делает их сильнее, и именно эта атмосфера сплоченности и тепла подарили оригиналу небывалый успех. Справедливее всего оценивать «Оно» и «Оно 2» как единое произведение, и тогда вопросов ко второй главе будет намного меньше. 

Это достойное завершение истории, и теперь, когда в противостоянии «неудачников» и Пеннивайза поставлена точка, нам остается лишь поблагодарить Энди Мускетти за прекрасно рассказанную и поставленную экранизацию, за небывалую для хоррора душевность и за чудесных ребят, которых он отыскал и за которых боролся, несмотря на изначальное нежелание студии брать некоторых из них на роли. 

И конечно же, ждать обещанный им Director’s cutдвух объединённых частей.

Комментариев: 0

    К этой записи пока ещё нет комментариев