Рецензия на фильм «Джокер»: американцы завоевывают Венецию — RADAR Magazine
Введите ваш поисковой запрос

«Джокер»: американцы завоевывают Венецию

Пока «Джокер» еще не добрался до российского проката, совершим обзор того, что же зрителю стоит ожидать от этого фильма, заслуженно награжденного главным призом Венецианского кинофестиваля «Золотым львом».

Несколько интересных моментов, которые любопытно узнать перед просмотром «Джокера». Первое и самое главное, фильм не основан на комиксах DC. Создатели, взяв в качестве главного действующего лица Джокера, попытались рассказать его предысторию: кем мог бы быть данный персонаж, и какие причины могли бы натолкнуть его на превращение в зловещего клоуна с вечной улыбкой на лице? Поэтому в фильме мы не найдем того сумасшедшего и непредсказуемого Джокера, которого видели у Джека Николсона, Хита Леджера и Джареда Лето. Да и Джокера, как такового, можно будет наблюдать только в последние минут 15 экранного времени. Второе — режиссером фильма выступил американец Тодд Филлипс, который специализировался на комедиях, среди которых числятся обе части «Мальчишника в Вегасе», «Впритык» и т.д. «Джокер» для него стал проверкой на то, может ли он обращаться к серьезным драматическим сюжетам. Как известно, экзамен режиссер не только выдержал, но и преуспел настолько, что фильм оценили не только критики и профессионалы индустрии, но и жюри фестиваля, которое присудило фильму главный приз «Золотого льва».

Итак, откуда же, если не из комиксов, черпали свое вдохновение Тодд Филлипс и его команда? Главной точкой отсчета для создания истории послужил фильм Мартина Скорсезе 1982 года «Король комедии». Костяк сюжета, его основная сюжетная линия были взяты из этого фильма: главный герой Артур Флек (Хоакин Феникс), который проживает со своей матерью и мечтает стать знаменитым стендап комиком. Все, что для этого нужно — это попасть в качестве приглашенного гостя на передачу прославленного комика Мюррея Франклина (Роберт Де Ниро). Однако, если «Король комедии» был трагикомедией, то жанр «Джокера» был определен как психологический триллер. А добавляет фильму драматичности и реализма детали, которые привнесли создатели фильма. Прежде всего, смех — визитная карточка Джокера, у Артура Флека ни что иное, как болезнь, которую он не может контролировать. Во вторых, это более яркая прорисовка и передача царящей вокруг атмосферы.

Действие фильма происходит в США в 1981 году. В стране царит экономический кризис, нарастает депрессия среди населения. Наивность Артура Флека вместе с его болезнью делают его постоянным объектом насмешек и унижений. Опасность исходит не только с улицы, в семье также обнаруживаются тайны, которые скрывала его мать. Разоблачая эти тайны, а также лицемерие медийных лиц, Артуру Флек в конце концов не выдерживает. Таким образом, весь фильм выглядит как мрачная история превращения изгоя общества, в образе которого предстает Артур Флек, в настоящего монстра, который, наконец, «становится видимым». Для роли Артура Флека нужен был актер, который может показать сильную психологическую игру. Хоакин Феникс отлично справился со своей задачей. Артур Флек в его исполнении не безумец, он по-детски наивен, он пытается бороться со своей болезнью, вписаться в общество и играть по его правилам. Но мир не оставляет ему никаких шансов.

В интервью Хоакин Феникс отмечал, что для роли Джокера он похудел на 25 кг. Появившаяся худоба должна была придать большую уязвимость и изломанность движений персонажу. В своей роли актер действительно выглядит изможденным и усталым, но настоящую прерывистость движений и точеность замечаешь только тогда, когда Артур Флек, уже начинающий входить во вкус от своей маски злого клоуна, вытанцовывает свои па на уличной лестнице. Здесь просто хочется кричать «браво» хореографам и операторам, первым за то, что смогли обучить бесподобной пластичности Хоакина Феникса, вторым, за то, что выбрали отличные ракурсы, которые смогли ее передать. В этих па — все торжество победителя, именно это чувство присутствует в Артуре Флеке в тот момент. Этому превращению в Джокера способствовали  персонажи комика Мюррея Франклина (Роберта Де Ниро), Софи Дюмон (Зази Битц ), Томаса Уейна (Бретт Каллен). Интересно, что Роберт Де Ниро, исполняющий роль знаменитого комика Мюррея Франклина, у Скорсезе играл роль прототипа Джокера Руперта Папкина, так рвавшегося к сцене. Хотел ли Тодд Филлипс этим показать, что добившись славы, любой становится тщеславным и эгоистичным ?

Несмотря на то, что время действия фильма отсылает к 1980 году, в нем легко проследить тенденции, которые происходят в американском обществе сейчас. Социальная несправедливость и кризис, выразившиеся в многочисленных протестах. Фигура Джокера — фигура человека, не выдержавшего этого давления и своими действиями, ставшего катализатором глобальных изменений и хаоса, в который погрузится Готэм.

Для фильма характерен глубинный психологизм и проработка характеров главных героев. Получилась настоящая психологическая драма с элементами экшна, что отличает его от картин, снятых по комиксам. Несмотря на многочисленные обвинения, которые были вызваны, отсутствием новизны и многочисленными отсылками к фильму Мартина Скорсезе «Король комедии», фильм очень достойно выдержал эту конкуренцию. В нем несомненно больше гротеска, драматизма и реалистичности, чем в предшествующей ленте, поэтому было бы неправильно обвинять режиссера в копировании.

«Джокер» — это абсолютно самодостаточный фильм, который несомненно стоит посмотреть не только из-за актерской работы Хоакина Феникса, которая выше всяких похвал, но и из-за высокого профессионализма всей съемочной команды во главе с режиссером Тоддом Филлипсом, которые сумели создать стильный фильм, в то же время передав дух и настроения эпохи, полной лицемерия и со снисхождением относящейся к уязвимым слоям населения.

В российский прокат фильм выйдет 3 октября 2019 года. 

Комментариев: 0

    К этой записи пока ещё нет комментариев