Рецензия на фильм «Доктор Сон»: следуй за «Сиянием»» — RADAR Magazine
Введите ваш поисковой запрос

«Доктор Сон»: следуй за «Сиянием»»

Спустя четыре десятилетия на мировые экраны выходит продолжение «Сияния», культового фильма Стэнли Кубрика по мотивам одного из самых знаменитых романов Стивена Кинга. В сиквеле заняты Юэн МакГрегор, Кайли Карран, Джейкоб Тремблэ, Клифф Кёртис и Ребекка Фергюсон. За постановку отвечает Майк Флэнеган («Окулус», сериал «Призраки дома на холме»).

Прошло много лет с тех пор, как мальчик-ясновидец Дэнни Торренс пережил кошмарный сезон в отеле «Оверлук», где стал свидетелем безумия и гибели своего отца. Повзрослев, но не оправившись от детской травмы, Дэнни (теперь уже Дэн) ведёт жизнь маргинала-алкоголика. С ним устанавливает связь другая «сияющая» девочка, Абра. Ей потребуется помощь Дэна, чтобы не стать жертвой так называемого «Истинного Узла» — группы охотников за одарёнными детьми.

Первое, что нужно принять во внимание — фильм очень медленный. Нет, даже так: он оооооооочень медленный. У него тягучая атмосфера (собственно, это неожиданностью стать не должно — «Сияние» тоже было неспешным, и кстати говоря, это едва ли не единственное, что объединяет его с сиквелом). Он очень долго разгоняется — первые напряженные моменты происходят спустя аж час после начала. А длится фильм целых два с половиной часа — то есть приготовьтесь отсидеть почти такой же длиннющий сеанс, как недавний «Оно 2», но с гораздо меньшим количеством экшна и «пугалок».

Я ловлю себя на мысли, что очень сочувствую Майку Флэнегану. Какое давление он, наверняка, испытывал! С одной стороны, ему нужно было угодить Кингу, который достаточно активно привлекался к работе над экранизацией. А с другой — необходимо было сделать картину прямым продолжением «Сияния» Кубрика, которое было чересчур вольной адаптацией книги, что очень не нравилось автору первоисточника. Да и вообще Кинг не скрывал, что версию Кубрика он терпеть не может, потому что тот «всё переврал». Но как бы там писатель ни ворчал, всеобщую зрительскую любовь у экранного «Сияния» никак не отнять, и постановщику сиквела предстояло каким-то образом усидеть на двух стульях и угодить обеим сторонам — и Кингу, и почитателям Кубрика. И из этой ситуации Флэнеган, будучи замечательным сценаристом и рассказчиком, выпутался настолько изящно, насколько вообще было возможно.

Стоит отметить, что он никогда не ограничивается лишь режиссерскими обязанностями. «Доктор Сон» — это дорогой студийный проект, каких у Флэнегана, несмотря на богатую для его возраста фильмографию, ещё не было, но даже здесь ему удалось сохранить за собой единоличный креативный контроль — он выступает не только как постановщик картины, но и как ее единственный сценарист и даже монтажёр, и это, безусловно, заметно. Фильм восхитительно красив, словно кто-то с огромной любовью, вручную  и с ювелирной точностью подбирал кадр за кадром. Флэнеган, не изменяя себе, уделяет колоссальное внимание визуальной стороне — свет и тени в картине играют роль рассказчика наравне с персонажами и событиями.

Я не могу припомнить, когда в последний раз во время просмотра ужасов так сильно хотела, чтобы у главного героя в конце концов всё было хорошо. Секрет в том, что «Доктор Сон» (и все остальные работы Майка Флэнегана, за что он давно получил от меня безлимитный кредит доверия) — не типичный проходной ужастик; здесь кошмары воплощены не в образах призраков или злодеев (серьезно, кого в 2019-м можно напугать привидениями и дешёвыми «бу»-эффектами?), а в судьбе Дэнни. В травме, нанесённой ему «Оверлуком» и сломавшей ему жизнь. Как и в «Сиянии», мёртвые детишки и голые старушки здесь наличествуют лишь для антуража, а по-настоящему пугают живые люди (в «Сиянии» это обезумевший Джек, бросающийся с топором на жену и сына; в «Докторе…» это Дэн, из милого светлого ребёнка превратившийся в жалкого алкоголика, ворующего последнюю двадцатку у малолетней заблёванной наркоманки, которую накануне подцепил в баре). Юэн МакГрегор в роли Торренса кажется настолько несчастным, сбившимся с пути, но в то же время хорошим человеком, что не переживать и не болеть за него не получается, несмотря на то, что в начале ленты его персонаж болтается где-то на самом дне и совершает очень низкие поступки.

Для «сияющей» подопечной Дэна, юной Кайли Карран, это не только дебют в полнометражном кино, но и первая роль в принципе. Роль большая, непростая и сюжетно очень важная — тут с выбором ошибиться было нельзя, но мы ещё по «Призракам дома на холме» знаем, что Майк Флэнеган умеет: 1) находить талантливых детей-актёров; 2) использовать их потенциал на полную катушку. Остаётся надеяться, что Карран не пойдёт по стопам Дэнни Ллойда, сыгравшего младшего Торренса у Кубрика. Нет, с Ллойдом ничего плохого не случилось — просто после участия в «Сиянии» он в кино больше не появлялся, приняв решение вернуться к обычной жизни. Хотя, на небольшое камео в «Докторе…» всё-таки согласился (его можно увидеть в эпизоде на бейсбольном поле).

Нередко случается, что отрицательные герои крадут всё внимание, но когда злодейку воплощает Ребекка Фергюсон, это просто неизбежно. Фергюсон чертовски притягательна, почти нечеловечески красива в образе Роуз-в-Шляпе (лидера «Истинного Узла», последователи которого напоминают хиппи-вампиров и стаю гиен одновременно), и за отведённое экранное время она успевает показать не только хищную сторону своей героини. Её персонаж, несмотря на не одну прожитую жизнь, всё ещё способен бояться, удивляться и даже кокетничать с искренним интересом, и в этих эпизодах Фергюсон не менее хороша, чем в злодейском амплуа.

Флэнеган подошел к адаптации книги более трепетно, нежели Кубрик — многие эпизоды  из книги перенесены на экран практически постранично, хотя некоторые жесткие подробности оставлены за кадром. Здесь много отсылок и к «Сиянию» — как скрытых, так и очевидных даже тем, кто о картине Стэнли Кубрика осведомлен лишь поверхностно. Но это не злостный фан-сервис, паразитирующий на любви к классике (привет недавнему «Терминатору: Темные судьбы»). В данном конкретном случае отсылки к оригиналу скорее напоминают качественную репродукцию и дань искреннего уважения и признания к тому, что создал Кубрик.

Можно ли назвать «Доктор Сон» лучшей работой Флэнегана? Нет. Я слишком сильно влюблена в его «Призраков дома на холме» и считаю, что ими он задал самому себе такую высоченную планку, которую преодолеть в ближайшее время будет очень непросто. И давайте будем честны, «Доктор Сон» был обречён существовать в тени своего предшественника. За сорок лет «Сияние» приобрело недостижимый культовый статус, оно оказало огромное влияние на целый жанр (в том числе и на творчество самого Майка Флэнегана) и задало новые стандарты для триллеров и ужасов. Даже если бы Флэнеган, снимая «Доктор Сон», заново открыл Америку, это бы ничего не изменило, и в заголовках его детище по-прежнему именовалось бы как «продолжение «Сияния». Впрочем, не будем забывать, как поначалу мир воспринял интерпретацию Кубрика. Ни о каких восторгах речи не было, зато были две номинации на «Золотую малину». Путь «Сияния» до репутации шедевра был тернист и долог. Может быть, спустя сорок лет и его продолжение войдёт в историю?

«Доктор Сон» в прокате с 7 ноября.

Комментариев: 0

    К этой записи пока ещё нет комментариев