"Дюнкерк": антивоенный фильм о войне - RADAR Magazine
Введите ваш поисковой запрос

"Дюнкерк": антивоенный фильм о войне

Сюжетно фильм очень прост. Сотни тысяч британских солдат в начале Второй Мировой Войны оказались отрезаны от окружающего мира кольцом наступающих со всех сторон войск противника, находясь на побережье голландского города Дюнкерк. Людям грозило неминуемое уничтожение. Если бы не совместные усилия британского флота, авиации, сил союзников и героическая помощь в эвакуации флотилии гражданских судов, так бы и произошло. Однако операция увенчалась успехом и благодаря своему замечательному характеру получила название «чудо на Дюнкерке».



Несмотря на редкую для военного фильма тему – отступление, а не наступление – «Дюнкерк» вполне традиционен в своём жанре. Здесь есть реализм, порой граничащий с документальностью, эпичность и умеренный пафос, характерные для многих картин о Второй Мировой. Предсказуемо выделяет фильм в ряду ему подобных уникальный почерк автора. Сдержанная, холодная, выверенная до мелочей безупречная визуальная составляющая, большое количество персонажей, завораживающая музыка Ханса Циммера и заигрывание с повествованием в рамках времени и пространства – всё это неотъемлемые составляющие фильма Кристофера Нолана, которые выкристаллизировались в его творчестве много лет назад. Зрители уже привыкли к тому, что за данной вывеской их ждёт вполне конкретное зрелище, взгляд на мир через особую призму. «Дюнкерк» только подтверждает это правило. Нельзя при этом не отметить, что здесь режиссер исследовал новые для себя земли, решившись рассказать историю из реального, а не фантастического мира. 


Нарратив фильма развивается по трем направлениям
наступления войск противника: земля, море, небо. Трюк, который проделывает Нолан, заключается в том, что он эти три линии изначально разделяет по времени и по мере приближения финала начинает всё больше сплетать друг с другом. С этой задачей он вполне справляется: всегда понятно, где кто и чем они заняты. У каждой из частей есть свои герои. На пляже эвакуацией руководит половник британских ВМС в исполнении Кеннета Браны, с моря за погибающими солдатами плывёт персонаж Марка Рейланса на своей лодке (лауреат Оскара за «Шпионский мост»), а прикрывают всех в небесах малочисленные пилоты «Спитфайеров», одного из которых играет Том Харди&



Герои представлены скорее как части всеобщего механизма, фигуры на карте масштабной военной операции. И ветераны экрана, и новички по сути играют не личности, а характеры: салага-новобранец, бравый воздушный ас, стойкий командир-отец солдатам и так далее. Привычка изображать своих персонажей отстраненно, не заглядывая им в души, играет в данном случае режиссеру на руку. В суматохе происходящего в те дни просто не оставалось места личному.

Враги в фильме выписаны эфемерно. За весь фильм зрители не увидят ни одного немецкого лица. Однако это не означает, что вражеское присутствие не ощущается. Наступающие силы почти всегда вне кадра, но кажется, что вот-вот ворвутся в него. Время от времени так и происходит, и тогда рядом с героями рвутся бомбы, свистят пули, а в прицелах авиаторов мелькают «Хейнкели» и «Мессершмидты». Такая подача отчасти обоснована реальным характером событий – немцы просто убивали солдат с расстояния. Одновременно в фильме это помогает созданию образа атакующих как некоей безликой чудовищной силы, грозящей раздавить беспомощных людей.



Второй важнейшей составляющей фильма, помимо картинки, является музыка Ханса Циммера. Композитор здесь просто на высоте. Эксплуатирующие тему тиканья часов композиции позволяют ощутить вязкую гнетущую атмосферу безнадежности и приближающейся опасности. В моменты напряженного ожидания на пляже за кадром играют тягучие тяжелые мотивы, драки в воздухе сопровождает ритмичные барабанные дроби и вой, похожие на звуки стрельбы и сирен тревоги. Музыкальное сопровождение сообщает все необходимые эмоции и справляется с этим эффектнее, чем немногочисленные реплики действующих лиц.



«Дюнкерк» получился очень антивоенным фильмом.
Здесь нет попыток героизации и тем более романтизации происходящего. Не считая немногих схваток в воздухе, нет здесь и военного противостояния. Война показана своей самой жуткой и отвратительной стороной, как жестокое механическое истребление беззащитных людей. Хотя у фильма есть герои, которые доживают до конца, они предстают случайными людьми, жизнь которым сохранил случай. В моральной оценке действий солдат, без памяти бегущих с поля боя, авторы картины едины с премьер-министром Черчиллем, чьи слова звучат в финале. Отступление в тех условиях не было трусостью, а всего лишь единственно логичным и оттого полностью оправданным поступком.

Фильм хорош в двух ипостасях. Во-первых, как история об акте героизма и всеобщей взаимопомощи, которую оказали те, кто тогда пришел на помощь солдатам на пляже. Во-вторых, как мощная драма о выживании. Фильм показывает людей, постоянно находящихся на волосок от смерти и ощущающих непереносимое психологическое давление. Кто-то ломается, кто-то гибнет, не в силах вынести этого, а кто-то борется со своим страхом и идёт дальше. «Вы молодцы тем, что выжили» — слышит один из спасшихся по возвращении домой. Такой вот простой, но очень эффектный гуманистический посыл.


Комментариев: 0

    К этой записи пока ещё нет комментариев