Каннский кинофестиваль 2019: Ласточки Кабула, Дылда — RADAR Magazine
Введите ваш поисковой запрос

Каннский кинофестиваль 2019: Ласточки Кабула, Дылда

«Ласточки Кабула» (Les Hirondelles de Kaboul) Режиссеры Забу Брайтман, Элеа Гобе-Мевелек — Программа «Особый взгляд»

Французская анимационная картина, снятая по одноименной книге алжирского писателя, писавшего под женским псевдонимом Ясмины Хадра. Действие фильма происходит в оккупированном талибанами Кабуле. В городе, где некогда была свобода и мир, ныне царствует страх и разрушение. В фильме параллельно развивается две истории : первая между влюбленными юношей Мохсеном и его возлюбленной Зунайрой, вторая — между охранником в женской тюрьме Атиком и его умирающей женой Муссарат.  Пара Зунайры и Мохсена, обуреваемая жаждой жизни, создала у себя дома этот оазис свободы, творчества и любви. В противоположность им, представлена другая семейная пара уже немолодых людей Атика и Муссарат. Аттик уже давно не любит свою жену, продолжая оставаться с ней из чувства долга. Под воздействием непредвиденных обстоятельств, их судьбы переплетутся самым неожиданным образом.

При просмотре фильма, невольно вспоминаешь «Персеполис» анимационный биографический фильм, снятый французской писательницей и режиссером иранского происхождения Маржан Сатрапи и французом Венсаном Паронно, представляющим Иран во время шахского режима и Исламской революции. Население обоих государств испытало на себе влияние режима, при котором массово нарушаются человеческие права. Также интересно то, что в обоих фильмах, главная роль в борьбе за свободу принадлежит женщинам. Да, что и говорить, женщины при действующем режиме пострадали более всего. В «Ласточках Кабула» отчетливо показано, какие правила поведения им навязаны и как сильно карается непослушание. Чего стоит только сцена забивания женщины камнями! Здесь практически нет места веселью, отчего картину морально тяжело смотреть уже с первых минут. При этом смотреть фильм хочется, так как истории действующих героев сразу цепляют, заставляют сопереживать. Кроме того, фильм говорит об общечеловеческих ценностях : о сострадании, долге, самопожертвовании и любви. Даже если события в фильме зачастую очень драматичны и трогают до слез,  всегда есть место надежде и вере в лучшее будущее, которое будет построено людьми, которые всеми силами стремятся быть свободными.

Работа по созданию фильма, производство которого заняло 6 лет (!), была проделана колоссальная. Начиная от создания анимации и заканчивая написанием музыки к фильму. Уже при открывающихся титрах, видно, что фильм был создан при поддержке большого числа значимых в Европе организаций, начиная от франко-немецкой телесети ARTE и заканчивая европейским фондом поддержки кинематографа Eurimages. Это еще раз подтверждает тот факт, что понятия свободы слова и выражения, поднятые в фильме — это важные категории в современном обществе, без которых невозможно его развитие.

«Дылда», режиссер Кантемир Балагов — Программа «Особый взгляд»

Обладатель приза ФИПРЕССИ Каннского фестиваля 2017 года за фильм «Теснота», Кантемир Балагов вернулся на фестиваль с новым фильмом «Дылда».

Послевоенный Ленинград 1945 года. Ия (Виктория Мирошниченко) работает в военном госпитале и присматривает за Степой, сыном своей фронтовой подруги Маши (Василиса Перелыгина), которая вот-вот должна вернуться с войны. Вместе они будут пытаться построить новую жизнь, приспосабливаясь, каждая на свой манер, к новым реалиям.

Из очевидных достоинств этого фильма можно выделить действительно крепкий сценарий : очень тщательная проработка характеров, сильные по своей смысловой нагрузке диалоги — все выверено до мельчайших подробностей.

Кроме того, художественная составляющая фильма — выше всяких похвал. Вспоминая, что Кантемир Балагов — ученик Александра Сокурова, режиссера — визуала, для которого сила образов также, а может даже более важна, чем диалоги, перестаешь удивляться. Каждая сцена в фильме как будто вышла из-под кисти художника : цветовая гамма в интерьере так же, как и в одежде главных героев несут огромный заряд энергии, создавая нужную атмосферу и помогая раскрыть характеры. Очень сильные актерские работы  Виктории Мирошниченко и Василисы Перелыгиной, которым удается показать искалеченную психику своих героинь, побуждая зрителя проявить к ним сострадание. Эти героини легко могли бы сойти со страниц Ремарка или Хемингуэя, воплотив в себе то «потерянное поколение», для которого война продолжается даже в мирное время. Драматизм их судеб зашкаливает, от их поступков бросает в дрожь и иногда ловишь себя на мысли, что это уже перебор. В то же время, несмотря на тот ужас ситуаций и поступков, которые они совершают, ясна их мотивация. Эти героини настолько реалистичны, что легко веришь происходящему.

Этот фильм понравится далеко не всем из-за слишком большой жестокости происходящего. В то же время из-за своих несомненных художественных достоинств, он легко может завоевать в итоге главный приз в программе «Особый взгляд», в которой он участвует.

Комментариев: 0

    К этой записи пока ещё нет комментариев