72-й Каннский кинофестиваль: Вечный свет, Портрет молодой женщины в огне — RADAR Magazine
Введите ваш поисковой запрос

72-й Каннский кинофестиваль: Вечный свет, Портрет молодой женщины в огне

Вечный свет  / Lux Æterna

Режиссер: Гаспар Ноэ
В главных ролях: Шарлотта Генсбур, Беатрис Даль

50-минутный гимн режиссера актерскому ремеслу и режиссуре. Место действия — съемочная площадка. Период действия — один съемочный день.  Открывается  фильм демонстрацией орудий для пыток Средневековья. В последующем каждая сцена будет отделена от другой вставкой, представляющей собой красное фоновое полотно с одним из высказываний режиссера о профессии, выведенное средневековым шрифтом. В кадре две актрисы Шарлотта Генсбур и Беатрис Даль рассказывают друг другу истории из актерской практики, а также предстоящую роль Шарлотты Жанну д’Арк.  Здесь все встает на свои места. Взяв историю Орлеанской девы, признанной еретичкой и сожженной на костре ( удивительно то, что в разных программах фестиваля заявлено целых три фильма о Жанне д’Арк), Ноэ проводит параллель между Жанной, которая умерла из-за своих идеалов и  актерским самопожертвованием, которое бывает необходимо для роли, между католической церковью, и режиссерской тиранией, которые не щадят  «своих детей».

За тот небольшой отрезок времени, что идет фильм, зритель сможет ощутить весь накал страстей и напряжение, которое царит на съемочной площадке, стать свидетелем споров, скандалов, недопонимания и даже беспощадности для достижения художественных целей.  Все происходящее больше похоже на сумасшедший дом, только здесь группа творческих людей со своими амбициями и желаниями, пытающихся сотрудничать вместе.  Вместе с тем, нелепость, но в тоже время абсолютная реальность некоторых ситуаций создают действительно комический эффект.

В фильме каждый играет самого себя, поэтому все имена сохранены. Кроме уже упомянутых Шарлотты Генсбур и Беатрис Даль, здесь также задействованы модели Эбби Ли и Мика — музы дома Ив Сен-Лорана, который, кстати говоря, является одним из продюсеров проекта. В нарядах этого же дома блистают героини. Актер Карл Глусман, снявшийся в скандальной «Любви» того же Ноэ, здесь предстает в роли начинающего режиссера со своим амбициозным проектом и стремится заполучить в него Шарлотту Генсбур. Среди остального состава числятся Клара 3000, Феликс Марито, Янник Боно Фред Камбие и другие.

В своем новом фильме Ноэ создает взрывную смесь : взяв средневековый сюжет и героиню Жанну д’Арк, он развинчивает миф об актерском и режиссерском ремесле, но делает это уверенно, саркастически, из-за чего некоторые сцены и фразы могут показаться кощунственными. В финальной сцене сожжения на костре, режиссер доводит главную героиню в буквальном смысле до пика страдания, напоминая этим, что искусство требует жертв и что методы по достижению целей не всегда бывают гуманными.

Портрет молодой женщины в огне/ Portrait de la jeune fille en feu

Режиссер: Селин Скьямма
В главных ролях: Валерия Голино, Адель Энель

Действие фильма разворачивается в 1770 году. Молодая художница Мариан получает заказ написать портрет Элоиз, молодой женщины только что вышедшей из монастыря. По написанию портрета последняя должна отправиться в Милан для заключения брака. Отказываясь принять свою судьбу и пытаясь отсрочить дату свадьбы, Элоиз отказывается позировать. Представленная в качестве компаньонки, Мариан наблюдает за молодой женщиной, чтобы в дальнейшем создать ее портрет.

Скьямма создала очень тонкое, трогательное и чувственное кино о любви. На протяжении фильма мы видим как раскрывается образ Элоиз, как она через любовь превращается из замкнутой девушки в открытую, цветущую молодую женщину. Она как нераскрывшийся бутон, который стоило только полить, как он распустился и превратился в прекрасный цветок. Этим катализатором изменений в фильме стала Мариан. Сближаясь с Элоиз и узнавая ее ближе, молодая художница пытается передать черты ее лица на портрете. Однако это вглядывание не проходит для молодой художницы бесследно. В результате узнавая друг друга, между женщинами возникает симпатия, которая вырастет впоследствии в большую любовь. Даже если эта любовь заранее обречена, она оставит неизгладимый след в жизни обеих.

Одна из главных удач фильма — это замечательно подобранные актрисы (Адель Энель и Ноэми Мерлан) на главные роли. Уже с первых минут фильма между героинями возникает взаимное притяжение, которое ощущаешь даже из зрительного зала. Именно поэтому, история вовлекает и заставляет сопереживать всему происходящему. Кроме того, фильм настолько откровенно и трогательно обнажает любовные переживания от робости и стыдливости в начале до смелости в выражении своих чувств и раскрепощенности, что зачастую, чувствуя себя тайным наблюдателем, становится неловко.

Отдельно стоит отметить стилизованные в духе эпохи костюмы и восхищающие по своей красоте сцены, действие которых происходит то на берегу то ли моря, то ли океана, то в степи, то в богато обставленной комнате Элоиз или же в мастерской Мариан. Важное внимание в фильме уделяется деталям : смятые простыни, драпирующиеся ткани, руки, испачканные красками, черновики Мариан — все это помогает глубже проникнуться атмосферой фильма и раскрыть характеры героев.

Очень красивый и трогательный фильм, который, наверняка, захочется пересмотреть.

Комментариев: 0

    К этой записи пока ещё нет комментариев