72-й Каннский кинофестиваль: Молодой Ахмед, Маттиас и Максим — RADAR Magazine
Введите ваш поисковой запрос

72-й Каннский кинофестиваль: Молодой Ахмед, Маттиас и Максим

Молодой Ахмед / Le jeune Ahmed

Режиссер:  Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн
В главных ролях: Иди Бен Ади, Отман Мумен
Дата премьеры в РФ:  ноябрь 2019

Основной конкурс

Действие фильма происходим в Бельгии. В центре истории 13-летний Ахмед, проживающий в семье без отца, который всеми силами хочет стать послушным мусульманином и который ради достижения этой цели готов пойти на все.

В европейском много культурном пространстве, идея снять фильм об одержимости религией, выглядит довольно интересно.  Молодой человек в возрасте, когда еще только формируется способность критически мыслить и оценивать поступающую информацию, попадает под дурное влияние. Он не оценивает свои поступки с морально-нравственной позиции, единственное, что его беспокоит это то, насколько он следует религии и тем самым приближается к выполнению своего предназначения.

Братья Дарденн сняли довольно жесткое в плане истории и своей реалистичности кино. Совершенно прозрачен социально-политический контекст фильма. Очевидно, что для них было важно показать, как зарождается терроризм, ведь в Бельгии, так же как и во Франции знают об этом не понаслышке. Медленными движениями камеры, они обрисовывают урбанистические и сельские ландшафты, школьные будни Ахмеда, его дом и семью — все те социальные институты, с которыми он взаимодействует. Как скальпелем, они на примере Ахмеда, вскрывают проблемы современного европейского сообщества.

Главные действующие лица — это обычные люди со своими повседневными заботами и проблемами. Этот фильм легко можно было бы принять за документалистику, настолько беспристрастно и отстраненно он снят. В этом же и заключается главное слабое место фильма. Создается ощущение, что режиссерам фильма просто-напросто все равно, что происходит с главным героем фильма Ахмедом, в его отношениях с семьей и окружающими. Из-за отсутствия какого бы то ни было отношения к происходящему, фильм получился довольно пресный. Другой вопрос, который возник после просмотра, касается непосредственно освещения религии в фильме. Не совсем ясно в чем же видят причину проблемы авторы фильма? Единственный вывод, который напрашивается сам собой после просмотра фильма, заключается в том, что любое фанатичное следование религии опасно как для окружающих, так и для самого человека. Именно так необузданное стремление Ахмеда в конце концов доводит его до беды и заставляет переосмыслить свои действия.

Маттиас и Максим / Matthias et Maxime

Режиссер:  Ксавье Долан
В главных ролях: Ксавье Долан, Харрис Дикинсон
Дата премьеры в РФ:  ноябрь 2019

Основная программа

Ксавье Долан — один из тех немногих, если не единственный, из режиссеров, который профессионально состоялся и стал известен на Каннском фестивале. Из 8 снятых на настоящий момент фильмов, 6 были представлены на Каннском фестивале, остальные два — на Венецианском кинофестивале и на фестивале в Торонто. Тот факт, что каждый представленный фильм получал теплый отклик у зрителя, конечно, заставлял с нетерпением ждать премьеру.  Кроме того, всегда интересно смотреть кино снятое молодыми режиссерами, смелыми, дерзкими и не ограничивающими себя рамками (Ксавье Долану -30 лет).

Как и в большинстве своих прошлых картин, Долан выступил не только режиссером, но и автором сценария. И что бывает довольно редко, сам снялся в главной роли. За что же его так любят зрители ? Во-первых, за то, что каждый его фильм- это откровение и затрагивает те темы, которые волнуют режиссера : отношения с матерью, гомосексуализм, социальное давление. В новом фильме речь идет о двух друзьях детства Маттиасе (Габриэль Д’Альмеида-Фрейтас) и Максиме (Ксавье Долан). На одной из вечеринок, общая подруга просит их поучаствовать в съемках своего фильма, по сценарию которого главные герои должны поцеловаться. С этого момента взаимоотношения между двумя друзьями меняются, и они вдруг обнаруживают свою взаимную симпатию и начинают сомневаться по поводу своей сексуальной ориентации. Как отмечал Ксавье Долан в своих многочисленных интервью, в детстве он ни раз испытывал страх перед возможностью быть собой, чувствуя осуждение обществом гомосексуалистов. Смотря «Маттиаса и Максима» ему безоговорочно веришь : только прочувствовав это на себе можно было бы так глубоко и тонко раскрыть внутренние переживания героев. Если немного отойти от этой темы, то непременно столкнемся с другой, связанной с фигурой матери. Вообще личность матери очень сильно фигурировала, если не доминировала во всех его предыдущих фильмах : «Я убил свою маму», «И все же Лоранс», «Мамочка», «Жизнь и смерть Джона Донована» и т. д. Здесь опять главный герой открыто конфликтует и не может найти с ней общий язык, эта брань, происходящая между матерью и сыном, уже стала неотъемлемой составляющей его фильмов.

В новом фильме также есть то, отчего уже успел отвык зритель, привыкший смотреть фильмы на языке оригинала — квебекский акцент. Первые минут 20 вообще непонятно, на каком языке говорят герои, потом вдруг начинаешь выхватывать из речи французские слова вперемежку с английскими. Ко всему этому можно прибавить молодежный жаргон. Лично я после получасового смотра просто сдалась и стала читать субтитры, но представляю как было непросто французскому зрителю. С другой стороны, легко представить такую простую, но в то же время эмоциональную разговорную речь в среде квебекской молодежи.

Ксавье Долан, как мало кто, умеет создавать удивительные по своей красоте и кинематографичности сцены, которые врезаются в память. Две из таких сцен — это заплыв в реке Маттиаса и любовная сцена между Маттиасом и Максимом.

Ну и, конечно, нельзя обойти стороной подбор музыкальных композиций,  которые точно «подходят по атмосфере» — как заметил один из героев фильма. Этот микс из классических и современных попсовых мелодий заряжают фильм энергией и создают определенное настроение при просмотре каждой сцены.

«Маттиас и Максим» еще один искренний и личный фильм в сокровищнице Ксавье Долана, который вызвал такую же открытость и искренность у зрителя.

Комментариев: 0

    К этой записи пока ещё нет комментариев